Название статьи: Ангел-хранитель
Автор: Станислав Федорчук

Уже само слово "ангел" как определение духовных сил, происходящих от Бога указывает на их сущность. В переводе с древнегреческого языка ангел (ἄγγελος;) - означает "вестник" или "посланец", что подчеркивает их выраженную служебную характеристику. Как в Старом, так и Новом Заветах ангелы предстают перед пророками, сопровождают своим присутствием практически весь путь Иисуса Христа, от момента Благовещения Пресвятой Богородицы, когда архангел Гавриил возвестил Марии о будущем рождении Спасителя и до Светлого Воскресения и Вознесения Христового.
Первая попытка описания ангельских чинов принадлежит перу Псевдо-Дионисия Ареопагита, который заложил одну из основ изучения небесной иерархии. Согласно его учению, существует девять ангельских чинов, которые в свою очередь, подразделяются на три иерархии. Первая и самая высшая, называется епархией и состоит из: серафимов, херувимов и престолов . Вторая - метархия, в которую входят: господства, силы и власти. Третья, не имеет названия, к ней относятся: начала, архангелы и ангелы.
Догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основывается на книге пророка Даниила, который обозначил их как председательствующих перед Богом и направляющие народы к назначенной Промыслом цели. Пророк Даниил называл ангелов-хранителей иудейского, эллинского и персидского народов.
Ангелы-хранители людей упоминаются в Священном писании, наиболее известной является притча о богаче и Лазаре, согласно которой, души усопших уносятся в соответствующие места ангелами. Связь человека с его ангелом проявляется в охране его души и тела. В одной из второканонических книг Старого Завета, книги Товии, описывается путешествие Товита и его сына Товии, которых сопровождал ангел Рафаил.
Изображения ангелов в раннехристианском искусстве присутствует в римских катакомбах, пристанищах первых христиан. Вплоть до V века нашей эры встречаются изображения ангелов с крыльями и без них. После этого времени - ангелы предстают, как правило с крыльями, с нимбами, в белых туниках. Как архистратиги духовного воинства, ангелы изображались в воинской одежде. Начиная с XI века ангелы начинают изображаться в диаконских облачениях.
Седьмой Вселенский Собор, который был созван в 787 году в Никее и признал иконопись особой формой откровения Божественной реальности, уделил особое внимание и допустимости изображения ангелов на иконах: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты из телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых они неоднократно являлись и были видимы".
Описание ангелов-хранителей и учений об них присутствует и среди работ выдающихся отечественных богословов. В катехизисе Киевского митрополита Петра Могилы (1596-1647), есть частые упоминания об ангеле-хранителе, а святитель Московский Филарет (Дроздов) (1783 - 1867), в своем катехизисе излагает целое учение об ангелах-хранителях.
Ранние традиции изображения ангелов на Руси, в основном являются изображениями архангела Гавриила и архангела Михаила. В Государственном русском музее в Санкт-Петербурге находится одна из древнейших икон "Ангел Златые власы" (вторая половина XII века), которая до сих пор вызывает восхищение и изумление ценителей иконописи. Особенностью иконы является исполнение волос ангела, которые выполнены сусальным золотом, символизируя божественное начало. Большинство специалистов относит ее к новгородской школе иконописания. Предположительно, икона являлась частью алтарной преграды, поскольку икона архангела Гавриила не была в то время представлена как отдельный молельный образ на Руси.

Самая знаменитая работа Андрея Рублева "Троица" (XV век), одно из самых известных его произведений и самых прославленных икон из иконостаса Троицкого собора, является изображением трех ангелов, сидящих за столом. В основу иконы положен сюжет из Ветхого Завета "Гостеприимство Авраама", в котором Авраам принимает трех странников, которые во время своей трапезы возвещают о рождении Исаака.
По указу Ивана Грозного, была создана икона "Благословенно воинство Небесного Царя" (XVI век), которая была написана в память о Казанском походе. Сюжетом для создания иконы был взят из Откровения Иоанна Богослова, его описания Небесного Иерусалима и Вавилона. На иконе изображено триумфальное шествие небесного воинства во главе с архангелом Михаилом, за которым следуют три ряда воинов, часть голов первого и третьего ряда окружена ангельскими нимбами.
Появление на иконах образа ангела-хранителя на Руси относят к XVI веку. Исследованием образов православных ангелов-хранителей занимался немецкий славист Т. Дайбер, который предложил собственную типологию иконографии ангелов-хранителей. Наиболее известным русским исследователем икон ангела-хранителя является граф Алексей Уваров, который впервые опубликовал икону XVII века "Ангел-хранитель с похождениями".
Для изображения ангела-хранителя часто использовался образ вооруженный православным крестом и мечом, символизируя постоянную службу ангела на страже души и тела человека. В XIX веке получает распространение иконы ангела-хранителя, написанные иконописцами как домашняя икона, образ персонального заступника перед Богом.
Согласно писаниям Иоанна Дамаскина, ангелы-хранители не оставляют верных Богу "и распоряжаются нашими делами и помогают нам" не только в течении земной жизни, но во время смерти и после нее.

@темы: статьи, Арх. Гавриил, Ангелы